
По прошествии двух лет наша команда, уже более подготовленная, решилась повторно покорить так полюбившиеся нам места. В этот раз мы поехали штурмовать кольские болота в два захода. Первая партия, стартанувшая в последних числах августа, прорывалась на «буханке», нафаршированной двумя электрическими лебёдками, лопатами, бензопилой, а также «обутой» в правильную внедорожную «резину». Как и следовало ожидать, путь в 15 км был преодолён во много раз быстрее, хотя и не без труда.
Наша компания, расслабившаяся под северным солнышком, так эту неделю и провела: двое в лодке, двое на речке. Потом пары менялись. Я в ту поездку не ездил, так как мы готовились стартовать следующим рейсом, запланированном на середину сентября. Но у нас в планах была немножко иная схема. Хотелось за отведённое время изучить ещё и окрестные места. Практически в шаговой доступности расположены несколько лесных озёр. Речка Симба, плавно переходящая в Лебяжью, тоже была нами ещё совсем не изучена. Развлекаясь ловлей «пеструшки», мы проходили не более 500–700 м. А
Сборы были продуманными, хотя и не очень долгими. И наконец мы поехали. Оборудованная всем, чем только можно, наша родная «Нива» шла уверенно и не давала ни на секунду усомниться в своей состоятельности. Конечно, это не «иномарка» в плане комфорта, но, в конце концов, не ради него мы сюда едем. Тут надо отдать должное Женьке — нашему водителю. Накануне он преодолел неблизкий путь к нам в Питер из славного Орла, а это не много не мало ещё 1100 км. Переночевав в городе на Неве, Женька снова сел за руль и, имея среди нас одного сменщика, рванул на Север. Во многом благодаря мужеству нашего товарища из Орла, его терпению и абсолютному знанию машины у нас всё получилось. В общем, ровно в двенадцать часов ночи мы съехали с основной трассы на лесную дорогу. Очень устали и хотели уже остановиться в лесу, но в потёмках сразу не нашли нормальную полянку для ночлега. Наш суперводитель принял смелое решение ехать дальше, «пока едется», и мы медленно, но уверенно поползли к цели. Именно поползли, так как передвигаться нам пришлось в полнейшей мгле по лесной дороге, проложенной
Озеро встретило нас в одиннадцать утра полнейшим штилем. На его зеркальной глади то там, то здесь возникали так хорошо нам знакомые «усы» — охотился хариус. Естественно, все мысли поспать и отдохнуть были отметены в сторону. В рекордные сроки был разбит лагерь, поставлены палатки, под огромным тентом оборудовано место для принятия пищи. А потом мы бросали жребий, в результате которого двое поехали штурмовать озеро на лодке, а двое пошли на одноимённую с озером речку проверять, как обстоят дела с местной форелькой. Мне посчастливилось попасть в первый экипаж, и наша небольшая трёхметровая лодочка с двухсильным мотором взяла курс на каменную гряду по середине озера. А дальше почти как в сказке. Первый заброс блесны, недолгое ожидание, и мощный удар! Есть! Над водой появляется большущий спинной плавник, напоминающий парус. Ну конечно, это хариус! На первый взгляд не меньше килограмма. Руки трясутся, вот оно счастье! После первых пяти «хорьков» мы с Алексеем немного успокоились и даже
Здесь хочется сделать небольшое отступление и немножко поговорить о снаряжении. В первой части статьи я уже рассказывал о некоторых необходимых атрибутах такой, весьма серьёзной поездки. Добавлю ещё вот что. Дело в том, что край северных озёр и рек достаточно коварен в плане погоды, особенно осенью. Днём, на солнышке, температура воздуха может переваливать отметку 20 °С. А вечером, после посиделок у костра, завалишься в палатку, а под тобой ледяная земля.
Вообще стоит отметить, что в последнее время природные катаклизмы дошли и до сюда. Других причин, почему последняя наша поездка была украшена жужжанием слепней и кваканьем лягушек, я, честно говоря, не вижу.
Следующие два дня были примерно такими же. Хариуса, причём крупного (до 1,5 кг), было много. Лёшкин рекорд мы побили неоднократно и с приличным запасом. Помимо хариуса в озере ловилась и кумжа, в основном на дорожку. Максимальный размер её, покорившийся нам, был 5 кг. Но клевала она нечасто, видимо, повлияла смена погоды. И, в отличии от хариуса, с подбором приманок были некоторые проблемы. Единственное, на что кумжа
Четвёртый день был посвящён изучению речки Симбы и её притоков. К сожалению, не совсем удачно, так как наш товарищ, рискнув пойти один, поскользнулся на камнях, повредил ногу и еле дошёл до лагеря. Обиднее всего, что он забрался достаточно далеко, почти до
А на пятый день произошёл довольно забавный эпизод. Мы с Алексеем решили разнообразить ловлю и пойти осваивать небольшое лесное озерцо под названием Кочкозеро, до которого от нашей стоянки оказалось минут двадцать пять ходу. Правда, перед тем как найти короткую тропу к нему, мы немного поплутали. Но оно стоило того. Озеро интересовало нас в первую очередь на предмет щуки. Дело в том, что водоём тот проточный. Со стороны Симбозера в него впадает речка Симба, а с другой стороны вытекает речка Лебяжья, которая, как оказалась, тоже богата форелью. И, надо сказать, щуку мы нашли. Не сразу, конечно. Пришлось обойти озеро практически по всему диаметру. И наши труды были вознаграждены. В одном месте, метрах в двадцати от берега, мы обнаружили ярко выраженный свал, с метра до трёх, местами поросший водорослями. Вот
Тот день запомнился ещё и тем, что при заготовке дров приказала долго жить наша единственная бензопила. Но мир, как говорится, не без добрых людей. Вечером мимо нашей стоянки на квадроцикле с прицепом проезжал рыболов — житель близлежащего Оленегорска. И местный коллега великодушно отдал нам свою бензопилу с просьбой её вернуть уже в городе, когда будем уезжать. Что, естественно, мы и сделали, в придачу отдав часть улова. Вот такое здесь доброе и отзывчивое население, готовое прийти на помощь абсолютно незнакомым людям. Это было, конечно, очень приятно.
Оставшиеся дни были похожи друг на друга: хариусы, форельки, немного кумжи, щуки, песни под гитару у костра. А последний вечер был украшен настоящим северным сиянием,
Настала пора собираться домой. Обратная дорога по лесу заняла гораздо меньше времени. На большинстве топких мест нами уже были наведены мосты, осталось некоторые из них укрепить и немного подлатать. До нормальной дороги мы добрались без особых приключений, а вот дальше без них не обошлось. Ещё не выехав с территории Карелии, ночью у нашего «танка» развалился задний привод. Пришлось до города Кандалакша ехать очень медленно, к утру мы были в магазине запчастей. Потом ещё пару часов лежания под машиной — и мы мчим в Питер.
Вот такие получились у нас поездки на Кольский полуостров. Уверен, они ещё будут, и не раз. Неразгаданных тайн осталось немало, неосвоенных водоёмов в тех краях — ещё больше. А в этом году в планах забраться на Кольский полуостров в апреле—мае, когда здесь ещё властвует зима.